Контроллер подогрева для мотоцикла. Рабочий вариант

«После установки подогрева ручек, все никак не мог уделить время для контроллера подогрева. А тут как раз зима настала…»

 Для совсем ленивых, я приводил схему управления с помощью обычного выключателя и нескольких дополнительных деталей. Естественно, она была опробована мной но, предварительно, я ее немного улучшил:

PIC_1

Внешний вид, конечно, не ахти, но вся приблуда размером 40х15х15 и ее почти не видно.

PIC_2

Для желающих не заморачиваться:

  • — диоды Шотки – 1N5822
  • — светодиод – двухвыводной, красный + зеленый в одном корпусе – например L-937EGW (Kingbright)
  • — резистор – 4.7кОм, 0.25Вт

Сдвоенный красно-зеленый светодиод указывает, что подогрев работает. Но даже с такой индикацией, я регулярно забывал выключать подогрев. Устранить проблему можно включив эту схему после замка зажигания, а лучше через реле, управляемое с замка.

Можно было врезаться в проводку и найти эти провода, но появилось дофига времени и желание сделать красиво. Вся работа началась с прототипа:

PIC_3

Итак, приступим с самого начала. Требования к контроллеру подогрева я сформулировал ранее, а вот что получилось выделено жирным:

+ показания уровня подогрева должны легко читаться;

+ подогрев должен легко включаться и выключаться, идеально, без отрыва глаз от дороги;

+ выключение подогрева и переход в режим пониженного потребления по выключению зажигания, идеально полное выключение;

+ выключение подогрева и переход в режим пониженного потребления при уменьшении напряжения ниже заданного порога;

— контроль и индикация аварийных ситуаций (обрыв и КЗ нагрузок, внутренние повреждения);

— индикация состояния контроллера.

+ минимум соединений, при возможности отключить каждый элемент;

+ минимум кабелей;

— короткие соединения силовых цепей;

+ минимальное потребление энергии;

+/- минимальные габариты (можно было и меньше).

Не идеально, конечно, но неплохо.

 

Общая схема (структурная) проста как грабли:

PIC_4

Внешний вид готового контроллера:

PIC_5

В живую все выглядит вот так:

PIC_6

Простенько. Серенько. Насколько удобно, пока не знаю – сезон покажет.

Для контроллера я не стал делать отдельную плату, а приколхозил одну из подходящих, кнопку и светодиоды в корпусе распаял навесным монтажом и от души залил термоклеем.

PIC_7

Так как образец может подвергнуться программным доработкам, пришлось вывести разъем программирования «наружу».

PIC_8

Самое главное, чего удалось достигнуть – ток потребления составил 200мкА. Это суммарно 2.3А/ч в год. Результат, достаточно не плохой, но и не отличный. На момент написания статьи, уже есть идеи снижения потребления в 6-8 раз.

 Принцип работы

При заглушенном двигателе, напряжение на АКБ составляет менее 12.8В. Контроллер переходит в режим пониженного потребления – 15 секунд мигает зеленый светодиод, подогрев выключается – после чего контроллер переходит в спящий режим.

После запуска двигателя, напряжение на АКБ поднимается и составляет 12.6-14.6В – тут все зависит от оборотов двигателя и включенных потребителей. Как только напряжение превысит порог в 13.2В, контроллер переходит в рабочий режим. При этом загорается зеленый светодиод.

При коротком нажатии кнопки (менее 1 секунды), подогрев включается на 25%. Зеленый светодиод гаснет и загорается желтый (для этого уровня). При последующих коротких нажатиях уровень увеличивается на 25%. При достижении 100%, уровень остается неизменным.

Выключить подогрев можно нажав на кнопку дольше 1,5 секунды. При этом индикация уровня отключается и включается зеленый светодиод.

Если, при любом уровне подогрева выключить двигатель. Контроллер переходит в режим пониженного потребления. При этом зеленый светодиод начинает мигать. Если двигатель не будет заведен в течении 15 секунд, контроллер перейдет в спящий режим. Если двигатель завести, контроллер, вернется в рабочий режим и установит уровень подогрева на ранее заданный.

Если после выключения двигателя, в течении 60 минут завести его повторно, контроллер установит подогрев, действующий в момент выключения. При паузе в работе большей длительности, уровень сбрасывается в нулевой.

Файлы проекта

Внимание! Конструкция не проверена в реальных условиях эксплуатации.

Схема контроллера — STX-MOTOHEAT_2 (PDF)

Компоненты и их номиналы указаны на схеме. Кто разбирается, может подобрать аналоги, остальным же делать этого категорически не советую.

Прошивка микроконтроллера – STX-MOTOHEAT_2 (HEX).

29.01.2015

Ответить